Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Политика конфиденциальности
            [LINK] => /politika-konfidentsialnosti/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Политика обработки персональных данных
            [LINK] => /politika-obrabotki-personalnykh-dannykh/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Противодействие коррупции
            [LINK] => /administraciya-page/protivodejstvie-korrupczii/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Онлайн-приемная
            [LINK] => /internet-priyomnaya/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)
1

Воздушные бои над Крымским районом

К 80-летию Великой Победы

ВОЗДУШНЫЕ БОИ НАД КРЫМСКИМ РАЙОНОМ

«Ночные ведьмы»

Воздушные сражения на Кубани в 1943 году проводились со второй половины апреля до начала июля авиацией Северо-Кавказского фронта, усиленными тремя авиационными корпусами резерва ВГК (Верховное Главнокомандование) и частью сил авиации Черноморского флота. Всего в воздушном сражении на Кубани участвовало более 900 самолетов.

Объявление боевого приказа по полку. 1943 год.

В апреле 1943 года на Северном Кавказе начала резко обостряться обстановка. После разгрома немецких войск под Сталинградом германское главнокомандование приняло решение об отводе, отступающих войск и войск, находящихся на Северном Кавказе на Таманский полуостров, где находился плацдарм 17-й немецкой полевой армии. Получив пополнение живой силы и техники, усиленными темпами немцы начали строить систему оборонительных рубежей, вошедших в историю ВОВ под названием «Голубая линия». Это был мощный и последний оборонительный рубеж на Северном Кавказе, с помощью которого немецкое командование пыталось остановить наступление Советских войск. Первая половина оборонительной системы начиналась от Черного моря до Азовского. Центральный участок «Голубой линии» проходил по территории Крымского района от станицы Неберджаевской до села Киевского. Наступление осуществляла 56-я армия, задача которой была овладеть мощным узлом обороны противника у преддверия «Голубой линии» станицей Крымской. В это же время над Крымской разгорается воздушное сражение, которое было не только частью общей наступательной операции, но имела и самостоятельное значение в борьбе за господство в воздухе с немецким воздушным флотом. «Особенность этих боев заключалась в том, что они проходили на очень ограниченном участке фронта длиной от 10 до 30 километров.

В небе над Крымским районом в составе 4-ой воздушной Армии сражался 46-й Гвардейский женский авиаполк легких ночных бомбардировщиков, сформированный по инициативе Героя Советского Союза Расковой М.М. в феврале 1942 года в городе Энгельсе: командир полка Бершанская Е.Д., комиссар Рачкевич Е., начальник штаба Ракобольская И.

Бершанская Евдокия Давыдовна

Раскова Марина Михайловна, , Герой Советского Союза,
формировала женские авиаполки

Свои боевые вылеты летчицы совершали в ночное время на маленьких самолетах «У-2» (переименованных 1944 году в ПО-2) в честь конструктора Николая Николаевича Поликарпова. Двухместный самолет деревянной конструкции сооружался из сосны и фанеры. Мог обходиться без взлетных полос, ему было достаточно небольшой ровной поляны для того, чтобы сесть или взлететь, был прост в управлении. В конструкции были и недостатки: не было связи с землей, не было парашютов, и, если в самолет попадал снаряд, он мгновенно загорался. Единственным сигналом беды была красная ракета, выпущенная штурманом. Великолепные летные качества самолета позволили нашим летчицам выполнять самые разные боевые задачи. Группы самолетов «У-2» наносили ночью бомбовые удары по переднему краю врага, вели разведку его позиций, обеспечивали связь фронтового командования с частями и соединениями, бомбили скопления вражеской техники и живой силы, переправы, железнодорожные составы, вывозили в тыл раненных, сбрасывали письма, продовольствие, медикаменты находившимся в отрыве от своих частей наземным немногочисленным подразделениям, летали к партизанам и выполняли другие задания. Летчицы очень досаждали гитлеровцам, и те буквально охотились за маленькими фанерными самолетиками, называя их «рус фанер», а летчиц «ночными ведьмами». Советские воины называли их ласково: «ночной старшина», «ласточка», «небесный тихоход».

В начале марта 1943 года 46-й гвардейский полк перелетел на новый аэродром в станицу Пашковскую Краснодарского края, летчицы наносили точные удары по огневым средствам противника на северной окраине станицы Крымской.

Боевой путь 46-го Таманского авиаполка

После освобождения станицы нашими войсками, немцы, закрепившись на «Голубой линии», начали применять новую тактику борьбы с налетами ночных бомбардировщиков, сочетая действия прожекторов и истребителей. Здесь 46-й женский авиаполк понес самые большие потери за всю войну.

18 июля 1943 года на задание вылетел экипаж с пилотом Полиной Белкиной и штурманом Тамарой Фроловой. Это был их последний 130-й вылет, самолет на аэродром не вернулся. Никаких сведений о том, что произошло - полк не получил. Через 18 лет в совет ветеранов 46-го гвардейского полка пришло письмо. Прислал его из города Красноармейска Петр Степанович Карнаух, который оказался очевидцем гибели этого экипажа. Он сообщил: «В районе между хуторами Греческий и Ново-Греческий над «Голубой линией» 18 июля 1943 года появился наш самолет У-2. Он летел на выполнение боевого задания по направлению к городу Анапа, где было большое скопление живой силы и техники противника. Через некоторое время со стороны Анапы появились два самолета - тот же У-2 и немецкий тяжелый бомбардировщик. В воздухе завязалась перестрелка. К тому же оба самолета одновременно попали под зенитный огонь с земли. Вскоре бомбардировщик задымил и упал примерно в полутора километрах севернее хутора Греческого. У-2 сделал несколько кругов и начал быстро снижаться. Местность там лесистая и гористая. Видимо, самолет был подбит и хотел спланировать на небольшую поляну. При посадке он зацепился за дикорастущую грушу и загорелся. Это произошло в нескольких метрах от блиндажа, в котором размещалось фашистское начальство, руководившее работами военнопленных по ремонту дорог. Среди пленных был и я. На другой день рано утром немцы приказали военнопленным убрать сгоревший самолет. Каково же было их удивление, когда они увидели, что поверх мотора самолета лежал обгоревший труп. Еще больше они изумились, когда установили, что этим самолетом управляла женщина. Было также установлено, что экипаж состоял из двух женщин. При падении самолета одна из них была сильно зажата в кабине и, будучи, очевидно раненной или мертвой, там сгорела. Второй как-то удалось выбраться. Но она, по-видимому, услышав крики немцев и не пожелав живой попасть в руки врагов, бросилась на горящий мотор. Это можно было заключить по тому, что тело лежало поверх мотора с вытянутыми вперед руками, как бы обнимая его на прощание. При ней нашли присыпанную песком и поэтому частично уцелевшую планшетку, в которой оказались недогоревшие письма и некоторые документы. По ним выяснилось, что пилотировала самолет Полина Григорьевна Белкина...». Петр Степанович Карнаух сообщил, что останки летчиц военнопленные тут же на территории лагеря и похоронили.

Аронова Раиса Ермолаевна

Жигуленко Евгения Андреевна

Так через 18 лет стало известно о месте гибели и захоронении Полины Белкиной и Тамары Фроловой. После войны останки летчиц были перенесены в братскую могилу хутора Новокрымского. Именами летчиц на хуторе названы улицы.

Июль 1943 года был очень напряженным. Разгорались ожесточенные воздушные бои над Крымским районом, где проходил центральный участок «Голубой линии». Все чаще и большими группами улетали в ночное небо летчицы 46-го полка. Из «дневника печальных событий» Героя Советского Союза Жени Рудневой, погибшей в ночь на 9 апреля 1944 года в районе города Керчь. Из оперативной сводки в ночь с 31 июля на 1 августа 1943 года описана так: «сегодня 31 июля 1943 года очередность вылетов второй эскадрильи следующая:

первый экипаж: Крутова – Саликова;
второй экипаж – Высоцкая – Докутович;
третий – Рогова – Сухорукова;
четвертый – Розанова – Студиникина;
пятый – Полунина – Каширина;
шестой – Макарова - Белик;
седьмой – Чечнева – Клюева;
восьмой – Дудина – Водяник;
девятый – Рыжкова – Руднева»

Крутова Евгения Сергеевна

Высоцкая Анна Григорьевна

В ночь на 1 августа полк имел задачу «уничтожить войска противника в населенных пунктах – хутора Красный, Ленинский, Трудовой, имени Луначарского». Командир полка решил выполнять задачу одиночными самолетами с интервалами 20 минут. Маршрут прямой: аэродром – цель, высота действия 1500 метров. По заданным целям произведено 15 самолетовылетов, налет 14 часов 23 минуты. Израсходовано боеприпасов: 8 фугасно-зажигательных бомб с пиротехническими и другими зажигательными составами; 8 АО-50 (бомбы); 4 ЗАБ (бомбы); 12 САБ-3 (светящаяся авиабомба); 8 ампул С-КС; 100 АО-2,5 и 100-40Н». В результате бомбардировочных ударов в хуторе имени Луначарского был вызван большой очаг пожара, начавшийся сильным взрывом и один очаг пожара в хуторе Красном. В районе боевых действий экипажи встретили активное противодействие со стороны ПВО (противовоздушной обороны) противника и главным образом со стороны его истребительной авиации, и прожекторов. С задания не вернулись 4 лучших экипажа: Высоцкая – штурман Докутович; Крутова – штурман Саликова; Полунина – штурман Каширина; Рогова – штурман Сухорукова. Три экипажа были сбиты истребителями и один предположительно ЗА (зенитной артиллерией). Задание выполнено не полностью. Вылет был прекращен распоряжением из штаба дивизии. Место дислокации полка станица Ивановская».

Меклин Наталья Федоровна

Носаль Евдокия Ивановна

Попова Надежда Васильевна

Женя Сухорукова и Соня Рогова похоронены в селе Молдаванском, остальные - в селе Русском. Именами девушек по месту захоронения названы улицы. После войны наша землячка, уроженка города Краснодара, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко, служившая в 46-м женском авиаполку в 1976 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии и написала сценарий, по которому создан кинофильм «Ночные ведьмы». После выхода фильма на экраны первыми зрителями его стали жители Крымского района: колхозники колхозов имени Фрунзе и «Сопка Героев», а также рабочие консервного комбината и учащиеся средней школы № 25. Вместе с кинофильмом на встречу с жителями приезжала Евгения Жигуленко, и с ней несколько актеров, исполнявших роли летчиц.

Ветераны 46-го Таманского авиаполка в День 40-летия Победы

Заседание партбюро авиаполка 1942 год.