Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Политика конфиденциальности
            [LINK] => /politika-konfidentsialnosti/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Политика обработки персональных данных
            [LINK] => /politika-obrabotki-personalnykh-dannykh/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Противодействие коррупции
            [LINK] => /administraciya-page/protivodejstvie-korrupczii/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Онлайн-приемная
            [LINK] => /internet-priyomnaya/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)
1

Отчет главы

ДОКЛАД 

Лесь Сергея Олеговича

Муниципальное образование Крымский район

О достигнутых значениях показателей
для оценки эффективности деятельности
органов местного самоуправления
городских округов и муниципальных районов
за 2024 год
и их планируемых значениях на 3-летний период


Содержание

1.     ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ

№ страницы

I. Экономическое развитие

3

II. Дошкольное образование

8

III. Общее и дополнительное образование

9

IV. Культура

14

V. Физическая культура и спорт

20

VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

22

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

23

VIII. Организация муниципального управления

24

IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

26

2. ТАБЛИЧНАЯ ЧАСТЬ


I.        Экономическое развитие:

Развитие малого и среднего предпринимательства

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения составило за 2024 год – 357 единиц. На период 2025-2027 годов прогнозируется положительная динамика данного показателя. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения составит по прогнозу 358 единиц (100,3% к уровню аналогичного показателя предыдущего года), 360 единиц (100,6%) и 363 единицы (100,8 %) в 2025, 2026 и 2027 годах соответственно.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила в 2024 году 23,6%, по оценке на 2025 год данный показатель останется на уровне 23,6%. В 2026-2027 годах доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций по прогнозу увеличится и составит 23,7% и 23,8% соответственно.

В целях достижения положительной динамики в развитии малого и среднего бизнеса необходимо:

- вовлечение населения в сферу малого и среднего предпринимательства, оказание содействия безработным гражданам в открытии собственного дела;

- стимулирование развития предпринимательской деятельности путем развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств);

- создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих консультационные услуги по вопросам правового обеспечения деятельности, информационного сопровождения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляющих информацию о возможностях получения кредитных и иных финансовых ресурсов.

 

Инвестиции

 

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека составил в 2024 году 75765,0 рублей (59,1% от уровня 2023 года). Снижение обусловлено завершением работ по строительству первой очереди крупного инвестиционного проекта «Строительство ПГУ-ТЭС «УДАРНАЯ». На период 2025-2027 годов прогнозируется положительная динамика объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя по прогнозу составит в 2025 году 148918,8 рублей или 196,6% к уровню аналогичного показателя 2024 года, в 2026 году – 193320,8 рублей (129,8%), в 2027 году – 197166,5 рублей (102,0%).

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на период 2025-2027 годов прогнозируется в связи с запуском начала реализации второй очереди крупного инвестиционного проекта «Строительство ПГУ-ТЭС «УДАРНАЯ» (общий объем инвестиций по проекту составит более 50 млрд. рублей, планируемый срок завершения проекта – 2028 год).

В настоящее время на территории района реализуются крупные инвестиционные проекты общей стоимостью более 65,4 млрд. рублей:

- «Увеличение производственной мощности по переработке винограда до 18 тыс. тонн в сезон и организации производства игристых вин до  20 тыс. дал/месяц» (инвестор ООО «Олимп»). Объем инвестиций -  1,66 млрд. рублей.

- «Туристический комплекс «Поместье Шато Андре» (инвестор ООО «Шато Андре»). Объем инвестиций - 450 млн. рублей.

- «Строительство завода по производству элементов питания, первичных источников тока» (инвестор ООО «АБ-Бэттэрис»). Объем инвестиций –  1 млрд. рублей.  

- «Строительство завода по производству серного бетона» (инвестор  ООО «Смарт Констракшн Ворлд»). Объем инвестиций – 9,6 млрд. рублей.

- Инвестиционный проект ООО «Тетрис» по строительству Транспортно-логистического терминала «Крымск». Стоимость проекта 2,2 млрд. рублей.

- Инвестиционный проект ООО «Смеси Кварц» по строительству завода по производству сухих строительных смесей мощностью 90 тыс. тонн/год в п.Нефтепромысловый Адагумского сельского поселения. Стоимость проекта 250 млн. рублей.

- Инвестиционный проект ООО ПКФ «Дорожно-транспортная компания»  по строительству асфальтобетонного завода в п.Виноградный Молдаванского сельского поселения. Стоимость проекта 120 млн рублей.

- Инвестиционный проект ООО «Дрозд» по реализации проекта «Дрозд. Вино&виноградник» в Нижнебаканском сельском поселении. Инвестиционный проект по строительству винодельни по производству бутикового вина объёмом 60 тыс. бутылок/год, событийная площадка, магазин, фотозоны, агротуризм, этнотуризм. Стоимость проекта 120 млн рублей.

 

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) за 2024 год и прогнозируемый период 2025-2027 годов сохранится на уровне значения показателя за 2024 год и составит 44,27%.

Сельское хозяйство

На территории муниципального образования Крымский район до  2022 года включительно отсутствовали сельскохозяйственные организации, которые относятся к категории «крупные и средние». В июне 2023 года на территории Крымского района зарегистрировано крупное предприятие ООО «Южные земли». Показатель «доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе» в 2024 году составил 100,0%. На прогнозируемый период 2025-2027 годов планируется сохранение значения показателя на уровне 100,0%.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения

 

В рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» муниципальному образованию Крымский район в 2024 году  предоставлена субсидия местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Крымского района на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. Выполнены работы по капитальному ремонту:

- автомобильной дороги ул.К.Либкнехта от ул.Синева  до ул.Коммунистическая в г.Крымске, протяженностью 0,613 км;

- автомобильной дороги (улица в жилой застройке) ул. Горная от ул. Шевченко до ул. Российская в г. Крымске, протяжённостью 0,597 км.

- автомобильной дороги (улица в жилой застройке) ул.Мира от ул.2-я Железнодорожная до дома № 45 в ст.Троицкой, протяженностью 0,794 км;

- автомобильной дороги (улица в жилой застройке) ул.Лермонтова  от ул.Красная до ул.Чапаева в ст.Варениковской протяженностью 0,916км;

Мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог выполнены в полном объеме, субсидии на софинансирование расходных обязательств освоены в полном объеме.

 выполнен капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и тротуаров общего пользования местного значения протяженностью 186 км дорог в щебеночном исполнении 15,81 км в асфальтовом исполнении, а также 8,1 км тротуаров.

Показатель «доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения» в 2024 году составил 7,0%. На период 2025-2027 годов прогнозируется дальнейшее снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (2025 год - 6,9%, 2026 год - 6,8%, 2027 - 6,7 %).

В целях обеспечения положительной динамики в 2025-2027 годах планируется активное участие Крымского городского и сельских поселений Крымского района в государственных программах по развитию сетей автомобильных дорог.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа

(муниципального района)

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) фактически составила в 2024 году 0,05%.

По итогам 2024 года отмечается снижение показателя в связи с исключением из перечня населенных пунктов, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром Крымского района, следующих населенных пунктов:

- х. Ольховский (62 чел.) и х. Калиновка Киевского сельского поселения (57 чел.);

- х. Семенцовка Пригородного сельского поселения (11 чел.).

Населенные пункты х. Калиновка и х. Ольховский включены в путь следования муниципального пригородного маршрута регулярного сообщения № 105 «Крымск-Киевское» (постановление администрации муниципального образования Крымский район от 01.07.2024 № 1552 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Крымский район от 30 декабря 2016 г. № 1366 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений в границах муниципального образования Крымский район»).

Населенный пункт х. Семенцовка Пригородного сельского поселения - используется в качестве дачного поселка.

В период 2025-2027 годов прогнозируется сохранение значения данного показателя на уровне 2024 года - 0,05%, так как 2 населенных пункта х. Аккерменка (31 человек) Адагумского сельского поселения  и х. Некрасовский (35 человек) Киевского сельского поселения не имеют регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения   с административным центром Крымского района

Услуги по перевозке пассажиров на территории муниципального образования Крымский район по муниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляют 35 индивидуальных предпринимателей и                               1 юридическое лицо по 32 маршрутам:

- 20 маршрутов муниципальных пригородных сообщений,                          29 графиков движения;

- 12 маршрутов городского сообщения, 40 графиков движения.

На территории муниципального образования Крымский район пассажирские перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, что подтверждено свидетельством и картами маршрутов регулярных перевозок. Отделом дорожного хозяйства и транспорта управления инвестиций и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Крымский район (далее – Отдел дорожного хозяйства и транспорта) осуществляется мониторинг за качеством предоставления услуг перевозчиками, через информационную систему мониторинга транспорта (Интеграция). Все транспортные средства оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, предназначенной для технического обеспечения контроля за осуществлением перевозчиком регулярных пассажирских перевозок, которые синхронизируют данные о месте положения транспортного средства в региональную систему мониторинга движения транспортных средств.

Отделом дорожного хозяйства и транспорта в соответствии с действующим законодательством проводится работа по привлечению новых перевозчиков к участию в открытых конкурсах на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений в границах муниципального образования Крымский район, а также внесению изменений в действующие маршруты регулярных перевозок с заездом в населенные пункты после проведения ремонтных работ на автомобильных дорогах.

В целях улучшения организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и создания условий для предоставления транспортных услуг населению в части формирования транспортной схемы муниципального образования Крымский район и улично-дорожной сети населенных пунктов в связке с планировочной структурой муниципального образования, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные связи со всеми функциональными зонами, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети, обновления подвижного состава пассажирского транспорта, полностью доступного для маломобильных групп населения в рамках исполнения пункта «б» Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № Пр-637ГС «О разработке органами местного самоуправления комплексной схемы организации дорожного движения» администрацией муниципального образования Крымский район разработана комплексная схема организации дорожного движения на территории Крымского района Краснодарского края.

Доходы населения

 

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования Крымский район составила в 2024 году 60 105,1 рублей (117,7% к уровню 2023 года). В 2025 году планируется рост уровня среднемесячной заработной платы на 10,7%.

На планируемый период 2026-2027 годов также прогнозируется рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы: в 2026 году – 108,1% к уровню предыдущего года (71925,7 рублей), в 2027 году –  107,5% (77320,1 рублей).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2024 году составила: в муниципальных дошкольных образовательных организациях 38971 рублей, что на 27,1% выше уровня 2023 года, в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 48419 рублей, что на 15,3 % выше уровня 2023 года, учителей муниципальных общеобразовательных организаций – 56349 рублей, что на 17,6% выше уровня 2023 года.

Планируется рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников на последующие годы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства составила в 2024 году 43959,8 рублей (123% к уровню 2023 года). В 2025 году планируется рост уровня заработной платы на 13% до 49780,1 рублей. На период 2026-2027 годов прогнозируется продолжение роста ориентировочно на 9% и 4% соответственно.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта составила в  2024 году 43030,5 рублей (114,4 % к уровню 2023 года). В дальнейшем также прогнозируется положительная динамика ориентировочно на 8% ежегодно.

 

II.          Дошкольное образование

Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) по их содержанию в муниципальных образовательных организациях,  в общей численности детей в возрасте 1-6 лет в 2024 году составила 59,8%, в 2023 году – 58,2%.

Общее количество детей в возрасте от 1 до 6 лет за 2024 год, проживающих на территории муниципального образования Крымский район (по данным статистики), составило 8679 детей, из них 5191 ребенка посещали дошкольные образовательные организации.

В дошкольных образовательных организациях муниципального образования Крымский район создано 6279 мест. В период комплектования дошкольных организаций детьми с 1 января по 31 декабря 2024 года были предоставлены места 1658 воспитанникам в возрасте от 1,5 до 7 лет.

С 1 сентября 2024 года на основании запросов родителей открыты логопедические группы в МБДОУ детских садах № 4, № 7 и № 14 города Крымска, в МБДОУ детском саду № 20 станицы Варениковской, в МБДОУ детском саду № 25 поселка Саук-Дере с общей численностью 60 воспитанников.

В настоящее время потребность в дошкольном образовании в муниципальном образовании Крымский район обеспечена в полном объеме.

В Крымском районе нет муниципальных дошкольных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии. В то же время требуют капитального ремонта и благоустройства 4 муниципальные дошкольные образовательные организации, имеющие здания старого фонда: МБДОУ детский сад № 2, МБДОУ детский сад № 6, МБДОУ детский сад № 20, МБДОУ детский сад № 40

 

III.           Общее и дополнительное образование

 

Единый государственный экзамен по математике не прошел 1 выпускник (МБОУ гимназия № 7).

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций в 2024 году составила 0,3 % (2023 г.- 1,9%).

В 2025-2027 годах количество выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании, планируется поддерживать на минимальном уровне за счет реализации следующих мероприятий:

1) информационно-разъяснительная работа с родителями;

2) анализ результатов ЕГЭ на различных уровнях, составления «Дорожной карты» подготовки к ЕГЭ;

3) проверка управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций по созданию условий получения качественного образования;

4) мониторинг массовых достижений базовых результатов общеобразовательных организаций по предметам учебного плана с целью выявления «проблемных зон» по выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта;

5) расширение профильного обучения и сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

6) диагностика профессиональной подготовки учителей русского языка и математики, работающих в 11-х классах;

7) обеспечение организационно-методической помощи общеобразовательным организациям в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации, в том числе организации информационно-разъяснительной работы о порядке проведения государственной итоговой аттестации;

8) проведение мероприятий в общеобразовательных организациях по психологическому сопровождению участников единого государственного экзамена при подготовке к экзаменам.

 Все 34 муниципальные общеобразовательные организации соответствуют современным требованиям обучения.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях составляла в 2024 году – 97%. Причина – 100% проведение профилактических медицинских осмотров, выявление хронических заболеваний на ранних стадиях.

В прогнозируемые годы (2025-2027) прогнозируется доля данной категории обучающихся на уровне 97% за счет продолжения диспансеризации обучающихся, профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний детей, проведения тематических недель по формированию культуры здорового образа жизни.

В Крымском районе отсутствуют муниципальные общеобразовательные организации, здания которых находятся в аварийном состоянии. В то же время, требуют капитального ремонта 4 муниципальных общеобразовательных организации, имеющие здания старого фонда, что составляет 11,8% от общего количества.

В 2024 году выполнены следующие работы:

- в МБОУ СОШ № 1 города Крымска выполнен капитальный ремонт пищеблока и капитальный ремонт спортивного зала, включая вентиляцию;

- в МБОУ СОШ № 1 города Крымска - замена подоконника, сэндвич панели, створки металлопластикового окна, аварийное восстановление канализационной сети;

- в МБОУ СОШ № 3 города Крымска выполнен капитальный ремонт фасада, полов в кабинетах № 27, 28, ремонт и чистка систем вентиляции пищеблока, кабинета химии, медкабинета, санузлов, ремонт отопления, капитальный ремонт плитки и крылец, восстановление канализационной сети, замена входных дверей;

- в МБОУ СОШ № 4 села Мерчанского - изготовление и монтаж дверей и окон из алюминиевого профиля между 1 и 2 этажами;

- в МБОУ ООШ № 5 хутора Садового села Киевского капитальный ремонт входного крыльца с устройством пандуса, капитальный ремонт пожарного выхода;

- в МБОУ СОШ № 6 города Крымска - подведение воды и канализации в кабинет 116 начальной школы, ремонт задвижек в тепловом узле, восстановительные работы по ремонту канализационной системы, отвод грунтовых вод из подвального помещения, ремонт канализационного коллектора, аварийно-восстановительные работы по ремонту отопления 2-го корпуса;

- в МБОУ гимназии № 7 города Крымска - ремонт и утепление системы отопления, водопроводные сети, приведение в соответствие системы кондиционирования воздуха при срабатывании пожарной сигнализации, ремонт коридора, ремонт канализационной сети, восстановление канализационной сети, очистка приемных колодцев;

- в МБОУ СОШ № 9 города Крымска - устройство системы вентиляции,  восстановление ливневых трубопроводов, ремонт канализационной трубы туалетных комнат, ремонт сантехнических перегородок, хозспособом смотровой колодец для размещения водомера, ремонт канализационной сети;

- в МБОУ СОШ № 10 станицы Неберджаевской - хозспособом капитальный ремонт ограждения;

- в МБОУ СОШ № 11 станицы Нижнебаканской - замена входной двери главного входа из алюминиевого профиля;

- в МБОУ СОШ № 11 станицы Нижнебаканской - косметический ремонт 4-ой группы ГДО и установка входной двери в здание школы;

- в МБОУ СОШ № 12 села Киевского - хозяйственным способом локальный ремонт части кровли после повреждения ветром, ремонт канализационной сети, восстановительные работы системы отопления;

- в МБОУ СОШ № 16 села Молдаванского - благоустройство территории;

- в МБОУ СОШ № 20 города Крымска - обустройство пневмокаркасного спортивного зала;

- в МБОУ СОШ № 20 города Крымска - капитальный ремонт фасада и капитальный ремонт школы;

- в МБОУ СОШ № 20 города Крымска - ремонт канализационной системы;

- в МБОУ ООШ № 22 хутора Новотроицкого - хозспособом капитальный ремонт ограждения;

- в МБОУ ООШ № 23 хутора Красного - работы по промывке дворовой канализационной сети, ремонт системы отопления, ремонт канализации;

- в МБОУ СОШ № 24 города Крымска - ремонт канализационной сети;

- в МБОУ СОШ № 25 города Крымска - ремонт вентиляции пищеблока, спортивного зала, санузлов, ремонт канализационной сети, прочистка канализационных колодцев;

- в МБОУ ООШ № 28 села Фадеево - установка тренажеров для «Воркаута» и благоустройство спортивной площадки – бордюры, подсыпка;

- в МБОУ СОШ № 31 села Экономического - капитальный ремонт ограждения, аварийный ремонт канализационной сети;

- в МБОУ СОШ № 31 села Экономического - оснащение кабинетов;

- в МБОУ СОШ № 36 хутора Армянского - ремонт канализационной сети;

- в МБОУ СОШ № 36 хутора Армянского - капитальный ремонт кровли;

- в МБОУ ООШ № 38 поселка Виноградного - укрепление здания в трех уровнях, капитальный ремонт кровли, капитальный ремонт здания;

- в МБОУ СОШ № 44 хутора Новоукраинского - ремонт наружного освещения;

- в МБОУ СОШ № 45 поселка Саук-Дере - восстановление канализационной сети, очистка приемных колодцев;

- в МБОУ СОШ № 56 станицы Варениковской - асфальтирование двора перед школой;

- в МБОУ СОШ № 57 станицы Троицкой - ремонт кровли МБОУ СОШ № 57 - восстановление после ветровой нагрузки;

- в МБОУ СОШ № 58 станицы Варениковской - капитальный ремонт помещений обеденного зала, раздаточной, систем водоснабжения и канализации;

- в МБОУ ООШ № 60 села Новопокровского - устройство заглубленной в грунт емкости для водоснабжения школы, капитальный ремонт ограждения;

- в МБОУ СОШ № 61 хутора Адагум - благоустройство территории и ремонт электрической линии от ТП до здания школы;

- в МБОУ ООШ № 66 хутора Евсеевского - подвод водопровода в кабинетах начальных классов, физики, химии и труда;

- в МАУ ДО СШ № 1 города Крымска - капитальный ремонт здания спортивного ангара в ст. Нижнебаканской по ул. Горького, 37 б и капитальный ремонт кровли спортивного зала в с. Киевском;

- в МАУ ДО СШ № 1 города Крымска - восстановление канализационной сети, ремонт тротуарной плитки по ул.Привокзальной;

- в МАУ ДО СШ № 2 города Крымска - капитальный ремонт спортивного зала и кровли спортзала по ул. Свердлова, 155;

- в МБУ ДО ЦРТДЮ города Крымска - капитальный ремонт кровли и ремонт танцевального зала;

- в ЦРТДЮ города Крымска - ремонт наружного освещения по периметру.

Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2024 году снизилась на 0,6% в сравнении с аналогичным показателем 2023 года и составила 11,7%.

В целях уменьшения численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, планируется открытие общеобразовательной организации МБОУ СОШ № 55 на 400 мест в ст. Варениковской.

В 2024 году показатель «Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях» выше показателя 2023 года и составляет 101,0 тыс. рублей.

В системе образования продолжили функционировать четыре организации дополнительного образования различной направленности, а именно: МАУ ДО ДЮСШ № 1, МБУ ДО ДЮСШ № 2, МБУ ДО ДЭБЦ, МБУ ДО ЦРТДЮ.

В 2024 году общий охват детей дополнительным образованием составил 84 % от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Данный показатель выше среднекраевого показателя. Наблюдается положительная динамика увеличения охвата обучающихся дополнительным образованием. Зачисление обучающихся на дополнительные общеобразовательные программы осуществляется путем заполнения автоматизированной информационной системы «Навигатор дополнительного образования».

Увеличение количества детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, стало возможным благодаря работе в муниципальном образовании Крымский район Центров гуманитарного и цифрового образования «Точка роста», развитию платных услуг в образовательных организациях, реализации дополнительных общеобразовательных программ в дошкольных образовательных организациях.

В рамках реализации совместного проекта министерства образования и науки Краснодарского края с АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» в муниципальное образование Крымский район в 2024 году осуществлена поставка оборудования «Мобильный технопарк «Кванториум».

В рамках работы «Мобильного Кванториума» и центров «Точка роста» реализуется 62 дополнительные программы. Охват детей программами и мероприятиями современной инфраструктуры дополнительного образования («Мобильный кванториум», «Точка роста») – 5033 человека.

Охват детей дополнительным образованием, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов – 1359 обучающихся (5,9 % от общего количества  детей в возрасте от 5 до 18 лет).

В рамках сетевого взаимодействия заключены договоры между 15 детскими садами и общеобразовательными организациями. Всего на территории муниципального образования Крымский район реализуется 15 сетевых программ дополнительного образования с общим обхватом 375 обучающихся.

В рамках реализации преемственности между общеобразовательными организациями и детскими садами в летний период в профильных лагерях реализуется программа «Школа будущего первоклассника» с общим охватом 243 обучающихся.

В 2024 году с целью обеспечения единого подхода к формированию проведения независимой оценки качества условий образовательной деятельности ООО «Учебно-консультационный центр «Ракурс» (г. Краснодар) совместно с МКУ ЦОКО провело независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организаций дошкольного образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципального образования Крымский район.

НОК УОД проводилась в отношении 46 образовательных организаций муниципального образования Крымский район, из них 42 - дошкольного образования. В МБОУ СОШ № 9 ГДО, МБОУ СОШ № 11, МБОУ ООШ № 22, МБОУ ООШ № 28 процедура независимой оценки проводилась для групп дошкольного образования.

По итогам анализа совокупности показателей и критериев качества условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями Крымского района Краснодарского края и вычисления итоговых интегральных показателей получен ТОП-3 дошкольных образовательных организаций - абсолютных лидеров:

1-е место - МБДОУ детский сад № 2 с оценкой 98,1 балла;

2-е место - МБДОУ детский сад № 18 с оценкой 97,48 балла;

3-е место - МБДОУ детский сад № 5 с оценкой 95,14 балла.

Из расчётных данных следует, что образовательные организации Крымского района, принявшие участие в процедуре НОКО (независимая оценка качества услуг образования), получили значения итогового интегрального показателя из категорий:

-  отлично (от 81 до 100 баллов) - 43 организации;

-  хорошо (от 61 до 80 баллов) - 3 организации.

 

IV. Культура

Сфера культуры муниципального образования Крымский район включает в себя 73 учреждения: 4 детские школы искусств, 36 учреждений культурно-досугового типа (1 Молодежный культурный центр, 8 Социально-культурных центров, 6 Домов культуры, 21 сельский клуб), 30 библиотек, Крымский краеведческий музей, киновидеозрелищное учреждение и центр методического и технического обслуживания учреждений культуры. Основными направлениями деятельности учреждений культуры являются: организация досуга населения, работа клубных формирований, в том числе творческих коллективов, проведение культурно-массовых мероприятий, творческое развитие, образование и просвещение всех категорий населения, духовно-нравственное воспитание, развитие социальной активности подрастающего поколения в области культуры.

В рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории муниципального образования Крымский район определяются пути сохранения единого культурного пространства района, преумножения достигнутого и обеспечения развития отрасли в условиях, закрепленных в этом законе. Регулярно проходят районные обучающие семинары для руководителей и работников учреждений культуры, перешедших в административное управление поселений (в 2024 году проведено 11 районных семинаров), осуществляются выезды специалистов с целью оказания методической и консультативной помощи по организации деятельности культурно-досуговых и библиотечных учреждений Крымского района. В 2024 году на курсах повышения квалификации и семинарах обучились 64 специалиста, в том числе 39 человек – в рамках регионального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

В Крымском районе осуществляют свою деятельность 4 муниципальных бюджетных учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. В детских школах искусств обучаются 1 408 воспитанников (аналогичный показатель прошлого года – 1395) (ДШИ города Крымска – 628, ст. Троицкой – 166, ст. Варениковской – 342, ст. Нижнебаканской – 272) на музыкальных, хореографических, художественных отделениях, отделениях раннего эстетического развития. Доля получающих услуги по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального, хореографического, изобразительного и других видов искусств составляет 10,5%.

Учащиеся детских школ искусств муниципального образования Крымский район – постоянные участники зональных, краевых, региональных, всероссийских и международных фестивалей, смотров-конкурсов и выставок, на которых регулярно завоевывают Гран-при, дипломы победителей и лауреатов различных степеней. По итогам 2024 года доля обучающихся в школах искусств, принявших участие в фестивалях, конкурсах и выставках различного уровня, составляет 42% от общей численности.

В целях поддержки и поощрения юных талантов учреждений культуры за достижения в учебной и творческой деятельности, на основании постановления администрации муниципального образования Крымский район № 3513 от 25.12.2024 «О выплате стипендий администрации муниципального образования Крымский район одаренным детям и подросткам отрасли «Культура» в 2025 году», 15-ти одаренным детям и подросткам отрасли культуры осуществлялась ежемесячная выплата в размере 1,0 тыс. рублей на человека.

Доля детей и подростков в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в сфере культуры и искусства, в общей численности детей данной возрастной группы:

2022 год – 11,0%;

2023 год – 10,5%;

2024 год – 10,5%;

2025 год – 10,5%;

2026 год – 10,5%;

2027 год – 10,5%.

Одной из главных задач отрасли культуры является полный охват подрастающего поколения дополнительным образованием в области культуры и искусства. Решением задачи является строительство собственного здания  МБУ ДО детской школы искусств города Крымска, которая с 2012 года на правах оперативного управления занимает помещения в МБУ «Социально-культурный центр муниципального образования Крымский район», а также открытие филиала детской школы искусств в одном из сельских поселений Крымского района. Строительство нового здания школы искусств и создание филиала позволит увеличить процент охвата детей школьного возраста образованием в сфере искусств. Данный вопрос находится на контроле администрации муниципального образования Крымский район.

Необходимым и важным условием для обучения и реализации творческого потенциала талантливых ребят – учащихся школ искусств и участников творческих коллективов является их мобильность, возможность участия в краевых, зональных, межмуниципальных смотрах и конкурсах. Для обеспечения доставки детей с целью их участия в конкурсных программах, проводимых в муниципальных образованиях Краснодарского края, отрасль культуры нуждалась в новом пассажирском транспортном средстве. В целях решения данного вопроса в 2024 году в рамках государственной программы «Развитие культуры» Краснодарского края для Детской школы искусств города Крымска был приобретен автобус на сумму 16 950,000 тыс.рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета 14 577,00 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета по уровню софинансирования 2 373,00 тыс. рублей, на экономию была улучшена материально-техническая база учреждения.

Важной задачей является модернизация сферы культуры Крымского района, улучшение качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры, укрепление материально-технической базы, улучшение технологической оснащенности учреждений культуры, осуществление необходимых капитальных и текущих ремонтов зданий учреждений, сохранение и развитие художественно-эстетического образования, сохранение и развитие кадрового потенциала в муниципальных учреждениях культуры и искусства.

В 2024 году в рамках муниципальной программы муниципального образования Крымский район «Развитие культуры» выделено 167 602,1 тыс. рублей, из них 20 465,4 тыс. рублей – на организацию мероприятий по следующим направлениям:

- развитие самодеятельного творчества и организация досуга населения;

- организация и проведение районных смотров-конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества;

- организация и проведение районных праздничных и тематических мероприятий;

- сохранение и развитие традиционной народной культуры Кубани;

- изготовление декораций, приобретение реквизита;

- пошив и приобретение сценических костюмов и обуви для участников творческих коллективов;

- художественно-эстетическое образование и воспитание детей и молодежи, развитие системы дополнительного образования;

- техническое и технологическое оснащение, обеспечение мер охраны труда, пожарной и антитеррористической безопасности муниципальных учреждений культуры;

- ремонт зданий и благоустройство территорий учреждений культуры;

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

- выплата стипендии главы муниципального образования Крымский район одаренным учащимся учреждений культуры и дополнительного образования детей;

- организация научно-методического, информационного обеспечения отрасли культуры;

- предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений педагогическим работникам сферы культуры, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах;

- выплата заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры и др.

В сферу культуры привлечено также 23 496,8 тыс. рублей средств краевого и федерального бюджета.

В 2025 году на вышеуказанные цели в муниципальной программе муниципального образования Крымский район «Развитие культуры» запланировано 187126,8 тыс. рублей, в том числе – из средств муниципального бюджета – 178078,5 тыс. рублей.

Приоритетными направлениями развития культурной политики Крымского района являются сохранение, развитие и популяризация традиционной народной культуры Кубани, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, организация культурного досуга всех возрастных категорий населения, поддержка граждан старшего поколения, представителей других социальных групп, создание условий для получения жителями района высококачественных культурных услуг, организация летнего отдыха несовершеннолетних, поддержка и поощрение одаренных детей и подростков, повышение престижа профессии работника культуры в Крымском районе.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в городском округе (муниципальном районе) от нормативной потребности:

Клубами и учреждениями клубного типа:

2022 год – 88,0 %;

2023 год – 88,0 %;

2024 год – 88,0 %;

2025 год – 88,0 %;

2026 год – 88,0 %;

2027 год – 88,0 %.

Данный показатель остается стабильным в связи с сохранением сети культурно-досуговых учреждений на территории муниципального образования Крымский район. Количество посадочных мест в зрительных залах учреждений культурно-досугового типа приводится в соответствие с требованиями нормативов посадочных мест на совокупное количество учреждений клубного типа в муниципальном образовании на 1 тыс. жителей, что является определяющим при расчете уровня фактической обеспеченности населения учреждениями клубного типа.

Библиотеками:

2022 год – 80,0 %;

2023 год – 80,0 %;

2024 год – 80,0 %;

2025 год – 80,0 %;

2026 год – 80,0 %;

2027 год – 80,0 %.

Показатель является стабильным в связи с сохранением сети библиотек на территории муниципального образования Крымский район.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры (%).

2022 год – 5,8 %;

2023 год – 10,1 %;

2024 год – 6,0 %;

2025 год – 7,2 %;

2026 год – 5,2 %;

2027 год – 5,1 %.

С целью поддержания зданий учреждений отрасли культуры в удовлетворительном состоянии ведется постоянный мониторинг, в соответствии с потребностью планируются ремонтные работы. Увеличение значения показателя 2024 года связано с тем, что здание клуба п.Южного МКУ «СКЦ х.Черноморского Южного сельского поселения Крымского района» находится в аварийном состоянии, администрацией Южного сельского поселения решается вопрос о реконструкции пустующего здания под клубное учреждение.

В 2022 году на основании Решения сессии Совета Кеслеровского сельского поселения от 18.05.2022 №112 «О даче согласия на списание объекта муниципальной собственности, находящегося в оперативном управлении администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района, сельский клуб ст. Гладковская» и постановления главы администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района от 18.07.2022г. № 140 «О сносе муниципального нежилого здания сельского клуба, расположенного по адресу: ст. Гладковская, ул. Центральная, д. 19», демонтировано аварийное здание клуба ст.Гладковской МКУК «СКЦ Кеслеровского сельского поселения». В 2023 году департаментом строительства Краснодарского края отклонена заявка на проектирование объекта: «Строительство клуба по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст.Гладковская, ул. Центральная, 19» и предложено внести изменение в проектное задание, с целью строительства здания клуба с применением технологии возведения модульной конструкции здания. В 2025 году после внесения изменений и проведения государственной экспертизы проектной документации администрацией Кеслеровского сельского поселения запланирована подача заявки в государственную программу «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края».

Ежегодно готовятся документы для подачи заявок на вступление в государственную программу Краснодарского края «Развитие культуры», выделяются средства муниципальных бюджетов поселений Крымского района, ведется поиск спонсоров. Общая сумма средств, выделенных на оснащение и ремонт учреждений отрасли культуры Крымского района в 2024 году составила 57 538,25 тыс.руб.

В рамках национального проекта «Культура» проведено:

- оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами МБУ ДО Детской школы искусств г. Крымска на сумму   4 594,244 тыс. рублей;

- оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами МБУ ДО Детской школы искусств ст. Нижнебаканской на сумму 4 594,244 тыс. рублей;

- капитальный ремонт сельского клуба с. Гвардейского МКУК «СКЦ Киевского сельского поселения» на сумму 3 461,685 тыс. рублей;

- капитальный ремонт МКУ «СКЦ х. Черноморского Южного сельского поселения» - на сумму 2 906,535 тыс. рублей.

В рамках дополнительного отбора в 2024 году по госпрограмме выделены средства на капитальный ремонт кровли МКУ «ДК Варениковского сельского поселения», общая стоимость работ составила 5 820,34 тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета 5 180, 1 тыс. рублей.

За счет средств Законодательного Собрания Краснодарского края выполнены следующие работы:

- СДК ст. Неберджаевской Нижнебаканского сельского поселения – 3 000,0 тыс. рублей на ремонт системы электроснабжения;

- клуб х. Красная Батарея Кеслеровского сельского поселения – 400,0 тыс. рублей на приобретение одежды сцены и кресел в зрительный зал.

В связи с тем, что на территории муниципального образования Крымский район отсутствуют объекты культурного наследия, находящиеся в аварийном состоянии, доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности составляет 0%.

С целью поддержания и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), осуществляется мониторинг их состояния, с учетом данных которого из бюджетов муниципальных образований Крымского района выделяются средства на ремонт и благоустройство памятников истории и культуры, а также подаются заявки на участие в государственных программах по ремонту и благоустройству объектов военной истории.

Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сфере культуры:

2022 год – 87,66 %;

2023 год – 87,56 %;

2024 год – 0 %;

2025 год – 88,0 %;

2026 год – 88,0 %;

2026 год – 88,0 %.

Доля удовлетворенности населения услугами в сфере культуры снижена в связи с тем, что «Доступность услуг для инвалидов», которая является одним из условий при оценке качества оказания услуг организациями культуры, не удовлетворяет установленным требованиям. Создание условий доступности для инвалидов, паспортизация и оценка зданий, в которых располагаются организации, в целях поэтапной адаптации зданий, помещений и прилегающей территории для повышения их доступности для лиц с ОВЗ, создание условий для получения инвалидами услуг наравне с другими является безусловной зоной роста почти для всех оцениваемых организаций культуры. Показатель 2024 года – 0% в связи с тем, что периодичность проведения НОК в каждом учреждении составляет 3 года. Следующая независимая оценка качества планируется в 2025 году в 15-ти муниципальных учреждениях культуры муниципального образования Крымский район: 8 библиотек, 5 культурно-досуговых учреждений, а также музей и кинотеатр.

В целях улучшения показателей в области культуры будут решаться первостепенные задачи по укреплению материально-технической базы и улучшению технологической оснащенности учреждений культуры (ремонт зданий, приобретение звукоусилительной, световой аппаратуры, пошив сценических костюмов, приобретение одежды сцены, техническое и технологическое оснащение учреждений и т.д.), строительству зданий Детской школы искусств города Крымска, сельского клуба ст. Гладковской, ремонта здания под клубное учреждение п. Южного, открытие филиала детской школы искусств в Пригородном сельском поселении Крымского района, повышение доступности муниципальных учреждений культуры, укрепление кадрового потенциала, внедрение инновационных форм работы, развитие платных услуг населению.

 

V.     Физическая культура и спорт

 

Основным показателем развития физической культуры и массового спорта является ежегодное увеличение численности жителей, занимающихся физической культурой и спортом. Систематически физической культурой и спортом занимается 82 128 человек, 69,72 % от общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет (2023 год – 76890 человек, 65,7%).

В муниципальном образовании Крымский район осуществляет деятельность 6 спортивных школ. Численность детей, занимающихся в спортивных школах, увеличилась по сравнению с прошлым годом с 4 737 до 4 769 человек (+32). Наиболее массовые виды спорта в физкультурно-спортивных организациях на сегодня: футбол, легкая атлетика, спортивная борьба, дзюдо, бокс. В спортивных школах культивируется 24 вида спорта. Крымский район занял 4-ое место в Спартакиаде учащихся Кубани. За 2024 год присвоено 695 спортивных разрядов. Завоевано 68 медалей на всероссийских соревнованиях и 353 – на краевых. Более 60 спортсменов в составе сборных команд Краснодарского края завоевывали призовые места на всероссийских соревнованиях. Учебно-тренировочный процесс осуществляет 117 тренеров-преподавателей.

За 2024 год спортсмены Крымского района и сборные команды приняли участие в 167 краевых мероприятиях с охватом 1743 человека. Сборные команды Крымского района (взрослые) принимают активное участие в Сельских спортивных играх Кубани и Спартакиаде трудящихся Кубани (9-ое место в крае). Спортсмены соревновались в шахматах, настольном теннисе, волейболе, плавании, легкой атлетике, мини-лапте, баскетболе, самбо, городошном спорте. Крымские спортсмены – участники спартакиады пенсионеров, краевого фестиваля ВФСК ГТО. В Сельских спортивных играх Кубани Крымский район занял также 9-ое место. Команда Крымского района «Сопка Героев» стала победителем игр Кубка Губернатора – первенстве Краснодарского края по футболу 2024 года среди сборных команд муниципальных образований и вышла в финал.

На территории района организованы и проведены всероссийские и краевые соревнования. Впервые проведен Кубок России по мотокроссу. Стали традиционными для Крымского района чемпионаты и первенства Краснодарского края по мотокроссу, Первенства России и краевые соревнования по хоккею на траве, краевые соревнования по борьбе дзюдо, самбо.

За 2024 год управлением и физкультурно-спортивными организациями отрасли «Физическая культура и спорт» было организовано более 800 мероприятий, в которых приняли участие около 30 тысяч человек. Организованы спартакиады среди медицинских работников, среди работников ЖКХ, среди сборных команд органов местного самоуправления, соревнования на кубок главы муниципального образования Крымский район по мотокроссу, спортивные соревнования для людей старшего возраста, открытый турнир по волейболу среди мужских команд, первенство Крымского района по футболу среди команд организаций, предприятий и трудовых коллективов, спортивные состязания «К победе все вместе!» среди сборных команд Крымского городского и сельских поселений Крымского района. Проходят первенства Крымского района по стрельбе, боксу, рукопашному бою среди казачьей молодежи, спортивной борьбе, футболу, борьбе дзюдо, тхэквондо, сумо, легкой атлетике, футболу, волейболу, и другим видам спорта. В летний период проходили игры Всекубанского турнира по уличному баскетболу и по футболу среди детских дворовых команд на Кубок Губернатора Краснодарского края.

Продолжается работа по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на территории муниципального образования Крымский район. В рейтинге муниципальных образований Краснодарского края по реализации комплекса ГТО Крымский район занимает 15 место из 44 муниципалитетов.

В МБУ «Спортивная школа «Крымская» проводится активная работа по привлечению инвалидов к занятиям физической культурой и адаптивным спортом. На отделении «адаптивная физическая культура» занимается 107 человек. Крымские спортсмены принимали активное участие в Открытой Спартакиаде Черноморского побережья «Мир без границ» по видам спорта, в Чемпионатах Краснодарского края по бочча, пауэрлифтингу, настольному теннису, легкой атлетике среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт ЛИН, в краевых соревнованиях для детей-инвалидов с ПОДА.

В рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие общественной инфраструктуры» завершено строительство малобюджетного спортивного зала в пос. Виноградный Молдаванского сельского поселения (92101,6 тыс. рублей, из них: краевой бюджет – 86284,2 тыс. рублей, местный бюджет – 5817,4 тыс. рублей). Ведется строительство спортивных площадок в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта» в хут. Даманка Молдаванского сельского поселения и с. Мерчанское Мерчанского сельского поселения.

Завершен капитальный ремонт спортивного зала по ул. Родниковой в г. Крымске (краевой бюджет – 2200,0 тыс. рублей). В 2024 году начались работы, связанные с приобретением и монтажом оборудования для создания модульного спортивного зала на территории стадиона «Витязь». Залита плита-основание под зал, ведутся работы по монтажу модулей.

Приобретен автотранспорт для отделения адаптивной физической культуры МБУ ДО СШ «Крымская» на сумму 4 595,4 тыс. рублей, из них краевой бюджет – 3952,0 тыс. рублей, местный бюджет – 643,4 тыс. рублей.

Приобретено спортивно-технологическое оборудование, инвентарь и экипировка для спортивных школ отрасли «Физическая культура и спорт» на сумму 917 тыс. рублей, из них краевой бюджет – 568,5 тыс. рублей, местный бюджет – 348,5 тыс. рублей.

На территории муниципального образования Крымский район построены следующие спортивные объекты.

В рамках краевой программы «Инициативное бюджетирование» обустроено несколько спортивных объектов:

– шахматный дворик в ст. Варениковской;

– спортивно-игровая площадка в х. Армянском

– площадка с тренажерами на набережной в г. Крымске;

– комплексная спортивно-игровая площадка с зоной уличных тренажеров и зоной воркаута в пос. Саук-Дере;

– игровая спортивная площадка в хут. Новотроицком.

В рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры» построены 2 комплексных спортивно-игровых площадки с зоной уличных тренажеров и зоной воркаута в хут. Даманка и  с. Мерчанском Крымского района. Начаты работы по монтажу и установке модульного спортивного зала на территории стадиона «Витязь» в г. Крымске.

В рамках государственной программы Краснодарского края «Комплексное развитие сельских территорий» построена площадка с тренажерами в пос. Виноградном.

В 2025 году в рамках федерального проекта «Развитие физической культуры и массового спорта», государственной программы «Развитие физической культуры и спорта Краснодарского края» планируется приобретение и монтаж оборудования для создания модульного спортивного зала в хут. Адагум. Также в станице Варениковской, на территории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования спортивной школы «Урожай» запланировано проведение мероприятия по обустройству малой спортивной площадки и установке тренажеров для тестирования населения в соответствии с требованиями ВФСК ГТО.

VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Стратегической задачей строительного комплекса Крымского района является социально-экономическое развитие таких направлений, как жилищное строительство, газификация, водоснабжение, дорожное хозяйство, социальная сфера.

В 2024 году введено 87,094 тыс.кв.м жилых помещений.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, составила в 2024 году 24,9 кв. м, или 103,3% к уровню 2023 года. На период 2025-2027 годов прогнозируется положительная динамика общей площади жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, с темпом роста ориентировочно 103% ежегодно.

 

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами

 

В соответствии со статьей 161 (п.2) Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

- управление управляющей организацией.

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами, в муниципальном образовании Крымский район на конец 2024 года составила 100,0%.

На период 2025-2027 годов данный показатель останется на прежнем уровне.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района), в среднем по муниципальному образованию Крымский район в 2024 году составила 88%. На период 2025-2027 год данный показатель прогнозируется на уровне 2024 года.

 

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет

В муниципальном образовании Крымский район доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет 100%.

 

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях

В рамках государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2024 году была выделена за счет средств краевого бюджета субвенция на приобретение 39 жилых помещений для вышеуказанной категории.

На 2025 выделены средства субвенций на приобретение 35 жилых помещения для детей-сирот.

На территории муниципального образования Крымский район разработана и утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». В 2024 году было выдано 9 сертификатов на общую сумму                       19103,872 тыс. рублей.

 

VIII. Организация муниципального управления

 

Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов местного бюджета к уровню прошлого года увеличилось на 246 млн. рублей. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования Крымский район в 2024 году составляет 54,1%, т.е. увеличилась на 2,8 процентных пункта. Это связано с увеличением собственных доходов в 2024 году в общем объеме доходов бюджета Крымского района (в том числе УСН на 98 млн. руб., арендная плата за земли на 41 млн. рублей, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения на 29 млн. рублей).

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2025 году в сравнении с 2024 годом увеличилась на 4,0 процентных пункта, в 2026 году планируется увеличение на 11,3 процентных пункта, в 2027 году на 7,5 процентных пункта.

Показатели расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования Крымский район за 2022-2024 годы и планируемых значениях на трехлетний период (2025-2027 годы) сформированы по разделу 0100 бюджетной классификации «Общегосударственные вопросы» по следующим подразделам:

подраздел 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования»;

подраздел 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований»;

подраздел 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций»;

подраздел 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора».

За 2024 год на содержание органов местного самоуправления использовано 172 345,1 тыс. рублей, что в расчете на одного жителя муниципального района составляет 1 314,2 рублей, что на 0,2 % выше аналогичных показателей 2023 года (1 311,3 рублей).

Рост значения показателей обусловлен увеличением в 2024 году заработной платы сотрудников с 1 октября 2024 г.

Согласно решения о бюджете муниципального образования Крымский район на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов планируемые показатели расходов в расчете на одного жителя муниципального образования Крымский район на 2025-2027 годы составляют:

- в 2025 году – 1 429,4 рублей (общие расходы на органы местного самоуправления – 187 135,6 тыс. рублей), что на 8,8% выше показателей                 2024 года (1 314,2 рублей).

- на 2026 год – 1 488,8 рублей, что на 4,2% выше показателей 2025 года;

- на 2027 год запланирован показатель в сумме 1 576,3 рубля, что на 5,9% выше показателя 2026 года.

 

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности

 

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности по состоянию на 31 декабря 2024 года составила 0% (в 2023 году – 0,2%) в связи с завершением в марте 2024 года процедуры конкурсного производства в отношении муниципального унитарного предприятия «Горкоммунхоз».

На период 2025-2027 годов доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности составит нулевое значение.

 

IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Динамика потребления энергоресурсов в многоквартирных домах

Электрическая

энергия

Тепловая

энергия

Горячая вода

Холодная вода

Природный газ

2023/2022

99,9%

90,9%

98,8%

97,6%

100,0%

2024/2023

81,3%

50%

98,2%

71,8%

92,2%

Динамика показателей, характеризующих удельную величину потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах:

- электрическая энергия - в 2024 году удельная величина потребления электрической энергии в многоквартирных домах составила 638,4 кВт/ч на               1 проживающего. Показатель составил 81,3% к уровню 2023 года.

- тепловая энергия - удельная величина потребления тепловой энергии в многоквартирных домах составила 0,05 Гкал на 1 кв. м общей площади (является средним значением и зависит от температурного режима в осенне-зимний период). На период 2025-2027 годов прогнозируется сохранение значение показателя на уровне 2024 года;

- горячая вода - в 2024 году удельная величина потребления горячей воды в многоквартирных домах составила 6,80 куб.м на 1 проживающего, или 98,2% к уровню 2023 года.

- холодная вода - в 2024 году удельная величина потребления холодной воды в многоквартирных домах составила 23,0 куб.м на 1 проживающего, что по отношению к 2023 году меньше на 9 куб.м. Уменьшение показателя достигнуто за счет установки приборов учета жителями и реализации мероприятий ресурсоснабжающими организациями по замене ветхих (аварийных) сетей холодного водоснабжения. На период 2025-2027 годов прогнозируется снижение значения показателя до 22,0 куб.м на                           1 проживающего в 2025 году, до 21,0 куб.м в 2026-2027 годах;

- природный газ - в 2024 году удельная величина потребления природного газа в многоквартирных домах составила 121,7 куб.м. В 2025 году по прогнозу значение показателя снизится на 2,5% и составит 118,7 куб.м. На период 2026-2027 годов также прогнозируется уменьшение удельной величины потребления природного газа в многоквартирных домах до 117,7 куб.м на 1 проживающего.

Динамика показателей, характеризующих удельную величину потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями:

- электрическая энергия - в 2024 году удельная величина потребления электрической энергии муниципальными бюджетными учреждениями составила 23,86 кВт/ч на 1 человека населения.

- тепловая энергия - удельная величина потребления тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями составила 0,03 Гкал на 1 кв.м общей площади (является средним значением и зависит от температурного режима в осенне-зимний период).

- горячая вода - в 2024 году удельная величина потребления горячей воды муниципальными бюджетными учреждениями составила 0,03 куб. метров на 1 человека населения. На период 2025-2027 годов указанный показатель прогнозируется на уровне 2024 года;

- холодная вода - в 2024 году удельная величина потребления холодной воды муниципальными бюджетными учреждениями составила 0,68 куб. метров на 1 человека населения (85,0% от уровня аналогичного показателя в 2023 году). На период 2025-2027 годов также прогнозируется уменьшение удельной величины потребления холодной воды муниципальными бюджетными учреждениями до 0,65 куб.м в 2025 году, 0,62 куб.м в 2026-2027 годах;

- природный газ - в 2024 году удельная величина потребления природного газа муниципальными бюджетными учреждениями составила 6,9 куб.м на 1 человека населения (97,2% от уровня аналогичного показателя в 2023 году). На период 2025-2027 годов также прогнозируется уменьшение удельной величины потребления природного газа муниципальными бюджетными учреждениями до 6,7 куб.м в 2025 году, 6,5 куб.м в 2026-2027 годах;

 

Табличная часть